Маленькое красное платье
Странно, стильно, оригинально…Именно этими словами хочется охарактеризовать фильм модного англичанина Питера Стрикленда «Маленькое красное платье»! В картине очевидна заинтересованность автора высмеивать некоторые жесткие виды потребительства, в частности пагубную приманку «сделки» и стадный рефлекс, производимый, поддерживаемый и эксплуатируемый розничные корпорации во время распродажных «Черных пятниц».
Действие фильма происходит в пригороде Лондона в 1980-х годах, и в нем рассказывается история недавно разведенной женщины, матери подростка, работающей кассиром банка. Она знакомится с мужчиной через интернет и собирается на свидание, поэтому полна решимости произвести хорошее первое впечатление и посещает популярный универмаг, желая купить что-то хорошее в январских распродажах. Героиня одевает зловещее платье, и собирается противостоять всем — неверному мужу, сыну-оболтусу, его хищной подружке, идиотам-начальникам, эгоистичным ухажерам. Но коварство «маленького красного платья» слишком велико даже для нее.
В середине фильма история женщины заканчивается и начинается новая — об аутичном продавце стиральных машин, которого подвыпившие друзья на мальчишнике одевают в то самое злополучное платье, и его доминирующей жене. Самая большая проблема фильма состоит как раз в том, что довольно странно и непонятно соединены эти две истории.И поскольку первая объективно намного интереснее, она приводит к некоторому замедлению повествования во второй половине. Но, к счастью, у фильма отличный финал — такой же непредсказуемый и сумасшедший как начало. Кроме того, в фильме присутствуют тягучее напряжение, тревожная атмосфера, мистические ритуалы, страшные смерти, завораживающая музыка. Идёт всё это оригинальное, красивое и устрашающее зрелище 118 минут. «Маленькое красное платье» по сути потребительская сатира, похожая на «Рассвет мертвецов» 1978 года. Злокачественный контроль, который капитализм оказывает на массы, коммодификация желания, эксплуатация и манипулирование самооценками людей - все это вплетено в текстуру фильма.
Творчество этого британского режиссера вообще плохо поддаётся декодированию, у него удивительное, какое-то нечеловеческое ощущение природы каждого предмета на экране. На наших глазах обычное красное платье превращается не просто в главного персонажа фильма, а в какую-то внеземную сущность. Здесь работает всё: ракурсы, окружающее пространство, цветокоррекция. Само платье тут можно трактовать как символ общества потребления — безвкусное, лишённое индивидуальности, навязываемое странными людьми с извращённым вкусом. Большинство любителей арт-хаусных, нестандартных ужасов оценит новинку!