Пираньи Неаполя
Обладателем «Серебряного медведя» за лучший сценарий 69-го Берлинского кинофестиваля стал фильм про преступный клан подростков «Пираньи Неаполя». Новинка основана на романе итальянского журналиста и писателя Роберто Савиано, который прославился на весь мир после выхода книги о неаполитанской мафии «Гоморра». Савиано подобрался к своим героям настолько близко, что организация «Каморра» вынесла ему смертный приговор. Из-за риска лишиться жизни, с момента публикации книги он живет под охраной полиции. Редко, когда книги бывают хуже, чем их киноверсии, и этот случай не стал исключением. Был изменен общий смысл истории, что привело к менее вызывающему мысли сообщению. Но фильм от этого не перестал быть интересным.
Авторы новинки решили опустить сцены насилия, включить несколько новые повороты и изменить личность главного героя. В фильме Николас - подросток, который мечтает сделать мафию «снова великой», и изображается как обладающий чувством справедливости и по сути хорошим мальчиком, который принимал ужасные решения. Насилие ограничено несколькими выстрелами, и смысл финала фокусируется на невозможности перемен. В романе Николаса сразу изображают жаждущим власти подростком, у которого нет этики вообще. Насилие является жестоким и поразительным, и история направлена на описание внутреннего зла, которое испытывают подростки, связанные с системой, из-за среды, в которой они живут.
Главарь банды малолетних Николас играет дебютант Франческо Ди Наполи, и играет отлично, умело изображая «плохиша». Сначала он подбивает друзей торговать мелкими наркотиками, а затем отправляется к сидящему под домашним арестом крестному отцу, чтобы присягнуть тому на верность. После этого вся группировка малолетних бандитов становится вооруженной до зубов – и конечно, у молодых пираний сносит крышу. Несмотря на все это, обаятельность и их детская непосредственность позволяет воспринимать все злодеяния как что-то не просто необходимое, но и правильное. Режиссер фильма Джованнези успешно использует харизму и внешность молодых ребят, которые даже непрофессиональные актеры, их нашли на улицах Неаполя. Киногеничность города со своими узкими переулками тоже играет на руку этому фильму. Однако, по мальчишкам и их потерям не получится слишком сильно переживать, ведь не так и близко нас к ним подпускают.
И да, мафия по-прежнему живее всех живых. Здесь это и передается – итальянская история уличного взросления с успехами, ошибками и соответствующей расплатой.