Хрусталь
Многие из вас, наверное, и не слышали о новом беларусском фильме «Хрусталь». В Беларуси вокруг него настоящий хайп, который вполне может добраться и до нас, ведь ещё несколько месяцев назад у картины не было дистрибьютора в России, а уже в этот четверг его можно будет увидеть во многих кинотеатрах. А всё это потому, что он завоевал несколько призов на кинофестивалях, и теперь его отправляют на "Оскар". Если коротко о фильме, то это, пожалуй, тонкое, отчасти противное, но настоящее, историческое и вневременное кино о девяностых, фиксирующее визуальный облик эпохи так же, как это сделал однажды «Брат». Здесь вам и ковёр, висящий на стене, и вещевые рынки с развешанными по деревьям товарами, и бедный дерзкий стиль как героев, так и всей той эпохи.
Режиссёром фильма выступила Дарья Жук, родившаяся в Беларуси, но потом уехавшая в США, где закончила Гарвард и работала на HBO. Она сняла несколько короткометражек, а фильм «Хрусталь» по факту является её первой полнометражной работой. Фильм тоже о том, что героиня мечтает уехать из Беларуси в США, но, по словам режиссера, фильм не автобиографичен, хотя некоторые эпизоды взяты из реальной жизни сценариста – Хельги Ландауэр. В фильме встречаются два мира девяностых: мир послушания и смирения, не сильно видоизменившихся из-за падения Союза, и мир новообретенной свободы, которой так много, что ею можно задохнуться. Этот конфликт мировоззрений в фильме максимально точно фиксируется визуальным обликом эпохи. В целом, это драма о взрослении, история о том, как столичная девушка попала в глухую глубинку и какие уроки вынесла из произошедшего с ней.
Девяностые, у всех, как и у девушки Вели все плохо. Она нигде не работает, тусуется на рейвах, проходящих в ангаре со списанными памятниками, спит с героиновым торчком и хочет уехать на родину хаус-музыки в Чикаго. Чтобы ей дали туда визу, она вписывает в анкету для посольства, что работает на хрустальном заводе и указывает местный номер телефона. При подаче документов в посольстве выясняется, что этот телефон могут и проверить. Поэтому ей приходится ехать из Минска, в село вблизи от хрустального завода, где она знакомится с семьей, владеющей этим телефонным номером.
Жанр фильма обозначен как драма и комедия. Но по большому счёту это тяжелая и беспросветная драма. Каждый персонаж мерзок по-своему. Нужно понимать, что в авторском кино может быть что угодно, но тут прям с этим «чего угодно» перебор. Хотя, если доверять опытному режиссёру Ларсу Фон Триеру, снимающему сложные для восприятия шедевры, то «фильм должен быть как камень в ботинке». Вот «Хрусталь» именно такой камень, он не даёт расслабиться, заставляет подумать и порадоваться, что в твоей жизни такого нет, и надеяться, что не будет. Фильм скорее для любителей авторского кино или сильно ностальгирующих по 90-м, но справедливости ради подчеркнём, что актёры весьма убедительны, эпоха передана, на наш взгляд, достоверно, а в центре сюжетной линии стоит не страна или эпоха, а в первую очередь – человек.